Пути подхода шайтана к человеку

 

Первый путь шайтана

Разберем аяты суры Ограды, в которых говорится о первом пути шайтана: Воистину Мы сотворили вас, потом придали вам облик, а потом Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис не был в числе поклонившихся. Аллах сказал: «Что помешало тебе пасть ниц, когда Я велел тебе?» Иблис сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины». Аллах сказал: «Низвергнись отсюда, не подобает тебе превозноситься тут, ступай прочь. Поистине, ты ничтожен». Иблис сказал: «Отсрочь мне до того дня, когда они будут воскрешены». Аллах сказал: «Поистине, ты один из получивших отсрочку». Иблис сказал: «Теперь за то, что ты совратил меня, я непременно буду подстерегать их на Твоем пути, а потом буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева и Ты увидишь, что большинство из них неблагодарны». Аллах сказал: «Ступай прочь отсюда презренным и отверженным. Кто бы из них ни последовал за тобой, клянусь, Я заполню Геенну всеми вами» Сура Ограды:11-18 В этих аятах Всевышний показывает нам, как дьявол поклялся, что будет подстерегать сыновей Адама на прямом пути. Он поклялся сбивать их с прямого пути, пригрозив, что будет подходить к человеку спереди и сзади. Давайте посмотрим, что означает слово «подходить»? В ходе изучения данного аята мы выявили, что первой дорогой шайтана к человеку является «подход» (аль-итьян). Именно так Коран описывает этот способ. Слово «аль-итьян» в арабском языке означает «пришествие с легкостью». Если дьявол может легко подходить к человеку, то как он это делает? Ответ на этот вопрос раскрывается в аяте: «А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева» Ограды: 17.  Говорит шейх Абдуррахман ас-Саади: «Потеряв надежду на милость Аллаха, Иблис сказал: «Я непременно засяду на прямом пути и сделаю все возможное, чтобы помешать людям следовать ему! Я буду подходить к ним со всех сторон и использовать любую возможность, чтобы добиться желаемого хотя бы частично». Шайтан понимал, что потомки Адама слабы, и многие из них будут пренебрегать своими обязанностями. Помимо этого, он был уверен, что сделает все возможное для того, чтобы ввести их в заблуждение. Поэтому он предположил, что большинство людей будут неблагодарны, и его предположение оказалось правильным. Благодарить надлежащим образом могут те, кто следуют прямым путем. Шайтан же вознамерился сбить людей с этого пути и помешать им стать благодарными рабами».

Четыре направления подхода шайтана к человеку

 

Первое направление – спереди. Из толкований Корана становится ясным, что под словом «спереди» подразумевается вечная жизнь. Так шайтан будет внушать людям отрицание и неверие в воскресение, Рай и Ад, заставляя их либо не верить в это, либо забывать про это. То есть, подкрадываясь к человеку спереди, он заставляет его изменить взгляд на будущее. Как именно он это делает? Он мешает ему ответить на вопрос: «Куда я направляюсь?»  Когда шайтан подкрадывается к людям спереди, его главной целью является заставить людей отрицать Ахират5. В некоторых случаях ему удается заставить людей позабыть о вечной жизни. Тогда человек может совершать благодеяния, не понимая, зачем он это делает. Да укрепит нас Аллах на истине! Амин. Итак, шайтан может подойти к человеку спереди и заставить его забыть, зачем он совершает дела для будущей жизни. Например, все обязательные и добровольные обряды поклонения рассчитаны на то, чтобы выказать покорность Аллаху и после смерти заслужить Его Довольство. Однако человек может совершать эти благодеяния, позабыв о том, что впереди его ожидает взвешивание его дел, отчет перед Богом и оценка его истинных намерений. Он забывает, что в День Суда ему скажут: «Ты совершил это, но какое у тебя было намерение?» Значит, человек может позабыть об Ахирате, даже совершая дела для Ахирата6. Давайте в качестве примера рассмотрим отношение человека к учебе. Будь ты учитель или студент, какое у тебя возникает намерение, когда ты отправляешься на урок? Ведь знание, когда оно дается человеку, вызывает у него особенное чувство наслаждения, и это известно только тем, кто учится. Эта услада от знаний является не чем иным, как Милостью Аллаха. Она облегчает человеку дальнейшее получение знаний.  Знания настолько ценны, что даже обитатели Рая будут учиться друг у друга. Например, мы знаем, что Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «Когда я встречу аль-Бухари в Раю, я спрошу его, почему он сказал так-то и так-то?» Удивительно то, что этот человек представлял будущую жизнь так, как будто видел ее воочию.  Мы стремимся к знаниям, чтобы испытать наслаждение, но не стоит забывать, что это наслаждение создано как причина для облегчения знания, и что на самом деле поиск знаний – это поклонение Аллаху, Господу миров. Ведь в День Суда, когда люди будут воскрешены, ученые люди будут занимать особое положение перед Богом, и это положение будет гораздо выше положения простых людей.   И так же стоит задаться вопросом: «Заботит ли меня мое положение в Судный День?» и «Искренне ли я забочусь о своей будущей жизни, выполняя обязательные, добровольные обряды поклонения?» Важно помнить, что знание дает и другие плоды, такие, как свет, который озаряет верный путь человеку в этом мире. И мы должны желать, чтобы этот свет озарил нам дорогу к высокому положению перед Господом миров.  Нам хорошо известны имена таких ученых, как аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, имам Ахмад, аш-Шафии. Это были люди, за которыми единогласно следовала вся община, поскольку этих ученых по-настоящему заботило только лишь их положение перед Аллахом, и они искренне указывали людям путь, ведущий к Аллаху.

Книга переведена на русский язык

и отпечатана коллективом онлайн

школы Darul Furkan.

 Продолжение следует…