1. Начинать заучивать Коран с ребенком нужно как только она начинает говорить «Мама», «Папа».
2. Даже если ребенок пока не повторяет за вами аяты – он все слушает и впитывает, как губка, но не всегда может это вам выдать обратно и воспроизвести, т.к. его речевой аппарат еще не до конца сформирован.
3. Если ребенок повторяет аяты не совсем верно, глотает буквы, не соблюдает правила таджвида и т.п. – нужно продолжать заниматься с ним Кораном. Все ошибки исправятся, а махаридж встанут на свои места по мере взросления ребенка и развития его речи.
4. С начала (с полутора-двух лет) заучивание с детьми происходит на слух. Т.е. либо вы ставите запись Корана, либо читаете много раз сами.
Ставите не весь Коран в разброс и не как вздумается – сегодня хочу такую суру, завтра – другую – а следуете составленному предварительно плану и ставите ребенку то, что ему нужно выучить. (сестра скинула в группу в телеграме по ссылке выше план своих занятий в детском саду)
5. Можно давать маленьким детям, например, по 2-3 аята в день. Тогда ставите на повтор эти два-три аята или повторяете сами много раз сначала один аят, потом второй и т.д. Но ориентироваться надо конечно на способности ребенка.
6. Чтобы помочь ребенку связать между двумя аятами читаете сам аят, потом делаете остановку (вакф) и захватываете первое слово следующего аята.
Например: «’Амма ятасаа’алююн. ‘Ан» И повторяете аят в таком виде несколько раз. Затем следующий: «’Ани-ннаба’иль-азыым. Аллязи». И т.п.
7. Если ребенок не сидит на месте, а он естественно не может сидеть на месте в таком возрасте, то нужно чем-то занять его руки. Сестра в группе в садике давала детям пластилин, раскраски, шарики и т.п. Дети занимались, играли и повторяли в это время Коран или просто слушали.
8. Если ребенок отказывается повторять аяты, протестует против занятий – не заставляйте. Продолжайте включать запись или читать аяты сами в фоновом режиме во время игр. Ребенок будет пассивно все впитывать и запоминать.
Не позиционируйте это как урок, чтобы не вызвать отторжение.
Не ругайте, не кричите, не давите на ребенка. Оставьте его на время в покое и продолжайте ставить Коран в фоновом режиме.
9. Ребенка важно заинтересовать, заворожить, вызвать положительные эмоции, увлечь. Придумывайте игры, сменяйте обстановку («Сегодня будем учить Коран на лужайке в саду», и переместились на зеленый коврик) и т.п.
10. Работа с аятом состояла у них в садике из трех этапов: 1 – тахдир – предварительное заучивание, это ознакомление с тем, что ребенку предстоит выучить в течение следующей недели; 2 – сам хифз; 3 – повторение.
11. Если ребенок не воспринимает маму как учительницу, а они все к этому склонны, то нужно не позиционировать себя как таковую. Не старайтесь провести с ребенком формальный урок.
Сделайте это в форме игры. Делайте это между делом. Пусть в фоновом режиме играет Коран.
Сядьте с ребенком в отдельной комнате, закройте дверь, чтобы никто и ничто вас не отвлекало, включите запись ваших аятов или читайте сами, и играйте с ребенком в кубики, рисуйте и т.п. Даже если ребенок будет просто играть – он все слушает и запоминает, не сомневайтесь.
12. Выбор чтеца: Хусари обычно для детей слушать тяжело и скучно. Выберите чтеца, который читает побыстрее, например, аль-Гамиди, аш-Шатыри и т.п.
13. После 4-х-5-ти лет у детей зачастую включается «не хочу». Если ребенок отказывается от занятий – не давите и не насилуйте, иначе можно совсем отбить охоту.
Оставьте хифз на какое-то время и займитесь пока чем-то другим, связанным с Кораном, например, делайте тадаббур (размышление).
Почитайте вместе Коран, перевод, тафсир, обсудите, что поняли из этой суры и т.п. Дети после 4-х лет очень любят все обсуждать с родителями.
Посмотрите передачи про Коран.
14. Награждение за Коран: сестра сказала, что не видит в этом проблемы, и на ее опыте не было ни одного случая, чтобы это негативно сказалось на ребенке.
Все это при условии, что ребенку постоянно объясняется акыда, что все делается ради довольства Аллаха, в том числе – заучивание Корана.
Если же ребенок этого не знает и никто ему никогда этого не объяснял, и он просто получает конфету каждый раз, когда выучит аят, тогда могут возникнуть проблемы.
Сестра также сказала, что звонила своей шейхе по фикху, которая подтвердила, что нет проблем в том, чтобы поощрять детей материально за успехи в Коране, при условии, что им постоянно напоминается о том, каково правильное намерение в этом – достичь любви и довольства Аллаха и заработать награду в ахира.
15. После 4-х лет можно начинать подключать чтение: проговаривать аят вслух и водить пальчиком по Корану. Таким образом ребенок запоминает не только на слух, но и визуально.
16. В садике сестра занималась с детьми по «Нуруль-Баян» и «Каида Нурания», но это было детям довольно скучно и тяжело.
Однако она очень хвалила и советовала новую программу по обучению детей арабскому и таджвиду, которая вышла в Египте, под названием «Миннатур-Рахман». Там подробно рассказывается, как в легкой игровой форме обучать детей.
17. В группе детей сестра советует заниматься следующим образом: в течение недели заучивают и повторяют все вместе за учительницей. В конце недели каждый читает выученное по отдельности, чтобы проверить итоги по этому промежутку времени.
Если просить каждого ребенка читать выученное по отдельности каждое занятие, то на это уйдет слишком много времени и остальные дети за это время уже разбредутся по своим делам.
18. Обучение мальчика: мама или шейх? Примерно до 6-ти лет для ребенка очень важно быть с мамой. Или с устазой. Шейхи-мужчины вообще редко способы выдержать детей младше этого возраста.
После 6-ти лет мальчику начинает требоваться образец-мужчина, и особенно если мама воспитывает ребенка одна, то тогда можно начинать отдавать его на обучение шейху с правильной акыдой и хорошим ахляком.
19. Очень хорошо было бы найти ребенку компанию для занятий, особенно детям постарше.
#Райские_бабочки@ulfajr